Урок обществознания "Гражданин России". 6 класс

Главные вкладки

Тема урока - Гражданин России

Урок по обществознанию - 6 класс
Учитель МОУ  Лицея г. Бор Вавилова Л.Н.

Цели и задачи:
• Сформировать представление учащихся о гражданине как о носителе основных гражданских ценностей и добродетелей;
• Гражданин имеет права и несет ответственность перед законом;
• Изучение Конституции России- основного закона страны, глава- 2;
• Знакомство с государственной символикой России.
• Формирование знаний по правоведению; по истории России;
• Гражданско-патриотическое воспитание;
Учащиеся должны знать:
1. кто такой гражданин;
2. гражданин неразрывно связан со своей страной;
3. знать основной закон страны - Конституция РФ;
4. символы страны.
Должны понимать:
1. слово « гражданин» имеет разный смысл;
2. Конституция РФ – обеспечивает свободу человека путем провозглашения его естественных прав.
3. Нет прав без обязанностей.
Должны уметь:
1. объяснять смысл понятий
2. уметь различать, чем отличается гражданин и обыватель
Оборудование: ClassMate, флаг, герб, гимн России, презентация учителя, Тип урок – изучение нового материала с элементами игры. Класс делится на   группы, согласно  творческих заданий.

Основные этапы урока:

1. Собрать определения «гражданин», «государство».

2.  Конституция России. Права, свободы и обязанности граждан.
4. Моральные качества гражданина и обывателя.

5.  Рефлексия. Составление коллажа на ClassMate

На протяжении всего урока идет показ презентации–
«Гражданин России», слайды соответствуют каждому этапу урока.

Ход урока.
Презентация.
СЛАЙД-1.
Первый этап урока.
Слово учителя.

Звучит гимн России.
ВОПРОС –
1.Какие чувства вызвало у вас исполнение гимна? Что означают для каждого человека символы государства?« Символы России »
Учитель:
Каждый гражданин должен знать государственные символы своей страны. К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. В XX веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Сегодня на уроке мы узнаем:
- кто такой Гражданин России.
- какого человека можно назвать Гражданином .
- Конституция РФ глава-2, где закреплены основные правы, свободы человека и гражданина, а так же его обязанности.
СЛАЙД- 1
Вопросы к беседе:
1. Как вы понимаете, отличаются ли понятия “человек” и “гражданин”?
2. Какого человека мы назовем гражданином?
3. Мы являемся гражданами какой страны?
4. Какой документ свидетельствует, что мы являемся гражданами России?
Выслушиваются ответы учеников.

СЛАЙД- 2
Учитель:
1.Задание, собрать определение.

Человек – существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. (С.И Ожегов. Толковый словарь русского языка.)
Гражданин – это житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.

Все мы живущие в Российской Федерации независимо от социальной и национальной принадлежности граждане своего Отечества, своего государства – России.
Паспорт является основным документом, свидетельствующим, что мы являемся гражданами России.

Слово « Гражданин» употребляется в разных значениях: например,
1. Гражданка Иванова! Вам предоставляется слово.
2. Гражданин СССР Ю. Гагарин совершил первый в мире полет человека в космос.
3. Это поступок характеризует Вас, как гражданина.
4. Граждане! Передавайте за проезд.
ВОПРОС - Ребята, где вы здесь увидели разницу и в чем она?

СЛАЙД 4-5
Учитель.
Каждый человек и гражданин обладает определенными чувствами.
ПОНЯТИЕ - Гражданское чувство ( Слайд)
Задание - Выберите из предложенного списка 5 чувств человека, а затем сократите их до 3-х. Проранжируйте.

• Гуманность
• Скромность
• Чувство справедливости
• Честность
• Чувство долга
• Чувство чести
• Искренность
• Чувство вины
• Стыдливость
• Сочувствие
• Милосердие
• Ответственность.
ЗАДАНИЕ - Объясните свой выбор.
РЕБЯТА! Какими же чертами можно охарактеризовать гражданина?

А, что такое гражданин? Отечества достойный сын.

Ответ на вопрос, кого мы можем назвать достойными сынами своего отечества?

6 слайд
Второй этап урока.
На слайдах демонстрируются репродукции из альбома «Живые и мёртвые».

Дети озвучивают  чувства героев картин.

Учитель.
Беседа с учащимися.
• Что такое Конституция?
• Когда принята Конституция РФ?
• Какие вы знаете права и обязанности граждан РФ?
• В какой главе Конституции РФ они закреплены?
Слайд 7-11
Учитель: Быть гражданином – значит пользоваться определёнными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны – Конституции, 2 главе.
СЛАЙД 11-12
Учитель.
У гражданина есть еще и обязанности перед государством.
Нет прав без обязанностей.
Есть люди, которые ведут себя по иному, чем это требует закон.
ПРИТЧА « ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ»
Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот, что: вкопал столб против дома, и после каждого проступка сына вбивал гвоздь. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец вытаскивал по гвоздю. И вот на столбе не осталось гвоздей, но на сына это произвело еще большее впечатление: он горько заплакал.
- Что же ты плачешь?- спросил отец - Ведь на столбе не осталось и гвоздя.
- Гвоздей нет, а дырки остались…

БЕСЕДА-
1. Что символизирует гвоздь в столбе?
2. Почему подросток заплакал?
Нет прав без обязанностей.
Слайд 13.
Запомни!
В повседневной жизни мы встречаем поговорки и пословицы о единстве прав и обязанностей.
Учитель.
Задание - Назовите эти поговорки и пословицы.
Ответы учеников:
• « Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
• « Как аукнется, так и откликнется»
• « Под лежачий камень вода не течет»
• « Что посеешь, то и пожнешь»
• « Любишь кататься, люби и саночки катать»
• Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться»
Четвертый этап урока.
Символы России.
СЛАЙД 14-15
Шестой этап урока.

Учитель читает стихотворение Н.Рубцова «Видение на холме».

Проблемный вопрос. Благодаря кому Россия жива.

Составление и защита коллажа на ClassMate

Заключение.
Учитель:
Быть гражданином России – это большое счастье, высокая честь.
Где бы ни был Российский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к Великой России.
Её гражданам присущи любовь к Родине, забота о её процветании, ответственность за её судьбу. Хотелось бы, чтобы вы были более терпимее и сдержаннее относились друг к другу, серьезнее относились к тому ,что происходит вокруг, стали дорожить каждым днем. Не забывали о своих близких.

Подведение итогов урока и домашнее задание.
Рефлексия. « ВЕНОЧЕК» ( По кругу, ребята кладут руки в одну сторону на плечи друг друга и говорят. Сегодня на уроке я задумался …
УЧИТЕЛЬ – пусть наш круг дает поддержку в тяжелую минуту.
Мы все граждане одной страны с названием РОССИЯ.
Нас нельзя разорвать.
 

Используемые источники.
• Конституция РФ, 2 глава
• Е. В. Пчелов. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Учебное пособие – М 2002 г.
• Н. А. Соболева, В.А. Артамонова “Символы России”, М 1993 г.
• Гимн, герб, флаг РФ. Санкт-Петербургский филиал Федерального Государственного унитарного предприятия ордена Трудового Красного Знамени. Издательство “Просвещение”.
• Т.А. Фалькович, Т.А. Шупина « По законам добра» г. Москва, 2007г.
• Интернет ресурсы: htt:historydoc.edu.ru

Класс: 
123
Ошибка | teacher-pro.ru

Ошибка

×

Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/common.inc:2776) в функции drupal_send_headers() (строка 1486 в файле /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Error: Class name must be a valid object or a string в функции entity_get_controller() (строка 8051 в файле /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/common.inc).
На сайте произошла непредвиденная ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.