Статья

Главные вкладки

УДК 371.314.5

«Создание надпредметных моделей формирования УУД обучающихся в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения на основе сетевого взаимодействия»

Вавилова Лариса Николаевна учитель истории, обществознания и Мировой Художественной культуры МАОУ лицей г.Бор Нижегородской области, Россия E-mail: lhw35@mail.ru;

Балашова Наталья Геннадьевна. учитель русского языка и литературы МАОУ лицей г.Бор Нижегородской области. Россия

 

Аннотоция. Авторы предлагают для рассмотрения  инновационный путь работы МАОУ лицея г.Бор Нижегородской области в рамках экспериментальной площадки. Статья посвящена разработке и апробации универсальных оригинальных способов актуализации и проблематизации знаний, обеспечивающих формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях современной школы.  Представлен  опыт использования  способов через сетевое взаимодействие как в школе, так и за пределами школы.

Ключевые слова: актуализация знаний, проблематизация знаний, компетенции, интерес, исследовательская деятельность,  сетевое взаимодействие, коллективный разум.

 

В настоящее время стандарты определяют важнейшим приоритетом школьного образования формирование базовых универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативых). Ученик -  человек, имеющий физическую, эмоциональную и интеллектуальную составляющую, а также ценностную, духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Поэтому данные составляющие выступают педагогическим основанием для проектирования в стандартах предметных и метапредметных образовательных результатов. [8,9]

 Каждый урок является важным звеном в цепи образовательной системы для приобретения знаний и умений, практических навыков для дальнейшей жизни наших учеников. Важно, чтобы обучающиеся осознавали актуальность  темы урока, проблемы урока  как  для современности, так и  для себя лично  на каждом  учебном занятии. Для этого рабочая группа нашего лицея, в которую входят преподаватели всех методических объединений школы на основании информационно-коммуникационных (технологии мобильного обучения), проблемно-диалогических, личностно-ориентированных  технологий разработала в 2014, 2015 учебном году тридцать способов актуализации знаний и более десяти способов проблематизации знаний.

    Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем. [10]

Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.[6]

Технология мобильного обучения, личностно-оринтированные технологии позволяют осуществлять дифференцированный подход.

Разработанные способы являются оригинальными, универсальными. На этапе апробации независимые эксперты в рамках образовательного учреждения доказали универсальность способов. Рабочей группой разработаны  фрагменты уроков с использованием этих способов. Педколлективом проведено более шестидесяти  уроков. Имеется отрефлексированный и оформленный педагогический опыт по теме эксперимента.

Предлагаем некоторые способы актуализации знаний. Все способы представлены в статье «Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОС».[2]

I.Визуальный ряд.

Видеофрагмент

Мы предлагаем использовать видеофрагмент в начале урока, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему. Для этого им задается вопрос: Как связаны видеофрагмент и тема сегодняшнего урока? Предлагается учителю выбирать зрелищные фрагменты, воздействующие на эмоциональную сферу учащегося в зависимости от целей и задач урока.

«Чёрный ящик».

«Чёрный ящик» может быть реальным или виртуальным, его появление сопровождается знакомой нам с детства  музыкой из любимой передачи «Что? Где? Когда?»

Вопрос: Что в чёрном ящике?

Как связаны  этот предмет и тема сегодняшнего урока? В «чёрном ящике» может лежать любой предмет либо макет, так или иначе связанный с темой.

 «Три мешочка» 

Способ рассчитан на выявление взаимосвязи предметов, явлений по теме урока. Учитель может приоткрыть один, два, три мешочка, учащимся предлагается догадаться, что в мешочках и как связаны между собой предметы,  что находятся внутри. Далее формулируется тема урока, ставятся цели и задачи.

II. Аудиовосприятие.

Музыкальный фрагмент.

В начале урока  Мировой Художественной культуры звучит музыка. Ариозо Ленского из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Учитель задаёт вопрос: Ребята,  кто из вас по данному музыкальному фрагменту может определить автора и произведение? Это одно из самых знаменитых ариозо в мировом оперном искусстве. Сегодня в 21 веке это великое произведение узнали в 10 классе 2 человека, тогда как 100 лет назад его узнавали десятилетние гимназисты, услышав несколько нот. Нужно ли нам сегодня знать это? Или наши нравственные приоритеты изменились?

В 2014-2015 учебном году рабочая группа разработала оригинальные универсальные способы проблематизации знаний.

1.Проблематизация через удивление. Способ опирается на противоречие  между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт. Например, вопросы «Как отблагодарили граждане Греции Солона за освобождение от долгового рабства?», « Александра Второго за освобождение крестьян от рабства?»

2.Проблематизация через противоречие. Учитель одновременно предлагает классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Например, Пётр Первый – великий реформатор. Пётр Первый – погубил Россию.

3.«Проблематизация по- японски». Сорок вариантов решения проблемы через неделю (японский менеджмент).

4.Принятие решения. Рассмотрение альтернатив. Класс делится на группы.

Группы рассматривают 2-3 варианта решения проблем и оценивает плюсы и минусы альтернатив, спикеры от групп выступают со своими предложениями.

Группа аналитиков принимает решение и выбирает оптимальный вариант.

5.Идеализация. Предлагается найти идеальное решение проблемы. Например, идеальная налоговая система, общество без преступности и т.д. Приветствуются оригинальные юмористические и даже фантастические решения.

6. «Лента времени». Проблема рассматривается в прошлом, настоящем и будущем.

7. Определение значимости проблемы в пространстве: личностный уровень – локальный-глобальный

8. Абстрагирование от «Я-концепции». Гендерный признак: девочка рассматривает проблему глазами мальчика и наоборот. Возрастной: подросток глазами взрослого. Профессиональный: химик глазами физика, филолог  -  художника и т.д. Личностный: лидер – аутсайдер и т.д. Особенности темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Эмоциональность: пессимист или оптимист.

9.Проблематизация через эмпатию. Взгляд на проблему через вчуствование эмоционального состояния другого человека.

10.Проблематизация в виде символа. Изображение проблемы через рисунок, символ, абстракцию.

11.Графическое изображение проблемы: (графики, диаграммы, предметы и т.д.)

12.Проблема в виде кластера.

     Предложенные способы модифицируются. Учитель может их видоизменять под конкретную ситуацию. Способы актуализации   позволяют не только актуализировать знания по предмету, но и настроиться участникам учебного процесса эмоционально на урок, cмотивировать внутреннюю потребность в исследовательской деятельности на уроке. Данные способы, используемые на этапе актуализации знаний, помогут обучающимся перейти к следующему этапу урока – проблематизации.

 Предложенные способы проблематизации позволяют не только формулировать цели и задачи урока  учителю совместно с учениками, но и помогают детям понять, что они должны узнать и что они должны сделать, чтобы решить проблему урока. Совместно с учителем принимаются решения, рассматриваются различные варианты решений. Каждый ребёнок осознаёт значимость урока для своей жизни. Происходит обучение целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, идентифицированию собственных проблем, возможности определять главное, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат. Формируются ключевые компетенции, которые помогут нашим детям решать сложные жизненные ситуации. 

Проделанная работа позволяет обеспечить системно-деятельностный подход, решая проблему традиционной модели обучения:  недостаточную скоординированность действий учителей-предметников. Каждый учитель является творческим ответственным человеком, но для целостного восприятия мира обучающимися и  для формирования УУД необходима синхронная работа школы. Пути трансляции опыта возможны через выход на методические объединения школы, районные методические объединения, выход за пределы урока через школьный сайт и газету «Лицеист», а также сетевые общества интернета. Таким образом создаётся коллективный разум.

 

Литература

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под.ред Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
  2. Балашова Н.Г., Вавилова Л.Н. Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОС //Инновационные проекты и программы в образовании.-2015.-№2
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Эксперимент и инновации в школе. 2009.-№2
  4. Карабанова О.А. Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012.-№1
  5. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А.Кузнецов //Инновационные проекты и программы в образовании.-2008.-№1
  6. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя. //Инновационные проекты и программы в образовании.-2008.-№3
  7. Сиденко Е.А.Универсальные учебные действия: от термина к      сущности// Эксперимент и инновации в школе. 2010.-№3

8.                      Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты                     // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm .

9.                      Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты   образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос"- 2012. http://eidos.ru/journal/2012/

10.                  Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в          образовании. http://emag.iis.ru

 

 

 

 

123