Международное сотрудничество как средство формирования общих компетенций

Главные вкладки

Международное сотрудничество

как средство формирования общих компетенций

 

Бызова О.В., преподаватель

АОУ СПО УР

«Ижевский политехнический колледж»

 

В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений НПО и СПО.

Общие компетенции – универсальные компетенции, способствующие достижению результатов в личной и профессиональной жизни, являющиеся фактором интеграции человека в социально-экономическое пространство.

Профессиональные компетенции – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

Наличие сформированных общих компетенций у выпускников, например: умение эффективно общаться с коллегами, клиентами, организовать рабочий процесс и т.п., позволяет формировать профессиональные компетенции непосредственно на рабочем месте. Следовательно, в процессе подготовки специалистов на уровне СПО необходимо сделать упор на развитие общих компетенций в их четкой интеграции с профессиональными компетенциями. Только в этом случае выпускники СПО смогут быть конкурентоспособными на рынке труда.

Но и образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами, в том числе и международными организациями. ФГОС СПО четко определяет: «образовательное учреждение должно сформировать социокультурную среду, создавать условия для всестороннего развития и социализации личности…»

В течение учебного года мы сотрудничаем с УМЦ "УдГУ-Лингва" с целью привлечения студентов, проявляющих интерес к предмету «Немецкий язык», к внеклассной работе. Искренний интерес к языку проявляется через приобщение к немецкой культуре - посещение Немецкого киноклуба, Дней Германии в Ижевске.

Так, благодаря сотрудничеству с УдГУ, студенты встречались с немецкими писателями Юттой Якоби и Юлией Соловьевой, авторами романа «Katjas Zorn», действие которого происходит в нашей республике. Кроме того, были посещены следующие мероприятия: Театральный вечер, Круглый стол "Стереотипы: миф или реальность?", Интерактивный вечер поэтри-слэма с Тобиасом Кунце (на немецком языке), Мастер-класс по переводу художественных произведений с немецкого на русский язык с Андреасом Третнером (на немецком языке), Мастер-класс "Liederwerkstatt" с Мари Луизой Тралле (на немецком языке), лекция " Из опыта адаптации к новой культурной среде", лектор Джин Вернер. Сертификаты получили более 20 человек.

В течение уже трех лет студенты колледжа активно посещают Немецкий киноклуб и Круглый стол (на немецком языке) в Удмуртском государственном университете, который ведут лекторы фонда имени Роберта Боша. Самые активные из них получили сертификаты.

Студенты отделения ДОУ приняли участие в мероприятиях «Недели профессионального иностранного языка» факультета профессионального иностранного языка УдГУ, посетили тренинг «Собеседование» на немецком языке под руководством Хольгера Лебелля («Немецко-русский обмен»).

В начале 2012 наше учебное заведение заключило договор с МБОФ AFS «Интеркультура». «Межрегиональный Благотворительный Общественный Фонд развития Международных Образовательных программ «Интеркультура» (AFS России) - некоммерческая неправительственная организация, существует в Российской Федерации с 1992 г. AFS IP - некоммерческая неправительственная организация, с 1947г. осуществляющая многонациональные международные культурно-образовательные обмены школьников старших классов. Основная цель программ AFS IP - межкультурное обучение и глобальное образование, дающее молодым людям знания необходимые для жизни и эффективной работы в любой точке земного шара, способствующее развитию личности, воспитанию толерантности, уважения к другим культурам и жизненным ценностям. AFS IP включает в себя национальные партнерские организации в 56 странах мира и имеет статус в ООН, ЮНЕСКО, Совете Европы».

В 2012/2013 учебном году году в нашем колледже в рамках программы по обмену обучалась студентка из Италии Сара Анжелика Мария Серена Пагано, в текущем учебном году студентка из Германии Катя Шиммер. Принимая в колледже иностранных студентов, мы способствуем созданию позитивного имиджа России, пропагандируем культурное достояние нашей страны, способствуем изучению русского языка и формированию интереса к изучению иностранного языка.

В процессе обучения немецкому языку я развиваю общие компетенции следующими способами:

а) через расширение страноведческих знаний, как на уроках немецкого языка, так и на уроках страноведения;

б) в ходе межкультурного общения, в результате которого расширяются когнитивные и социокультурные знания;

в) с помощью ролевых игр и имитации;

г) в процессе общения с носителями языка и изучения аутентичных текстов.

Таким образом, мы видим, что общие компетенции не являются языковыми, но они обеспечивают любую деятельность, включая коммуникативную. Активизируя общие компетенции студентов, можно развивать и их коммуникативные компетенции. В этом мне опять же очень помогает присутствие в нашем колледже студентки Германии Кати Шиммер. Она часто присутствует на занятиях немецкого языка и участвует в проведении ролевых игр и инсценировке фрагментов сериалов и фильмов на немецком языке. Перед Рождеством мы провели мастер-класс по приготовлению традиционного немецкого рождественского печенья Plätzchen, которое студенты под руководством Кати (естественно, на немецком языке) изготовили сами. На первых занятиях ее присутствие привело студентов в шоковое состояние, они боялись с ней разговаривать, но теперь иногда спрашивают, когда Катя снова придет на урок. У многих студентов вырос интерес к немецкому языку. Кроме опыта общения на иностранном языке это и личный человеческий опыт, помогающий избавиться от стереотипов в представлениях о наших странах.

 

Таким образом, в результате развития международных связей в АОУ СПО УР «Ижевский политехнический колледж» формируются педагогические условия для реализации общекультурных компетенций, указанных в стандарте:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Из числа общих компетенций следует выделить наиболее значимые для дальнейшей профессиональной деятельности в практически любой сфере:

1. личностные компетенции (ценностно-смысловая ориентация в мире и способность к саморазвитию),

2. информационная компетенция

3. коммуникативная компетенция

4. компетенция действия в стандартных и нестандартных ситуациях.

В большой степени данные компетенции формируются у студентов нашего колледжа, обучавшихся и обучающихся в данный момент за рубежом. АОУ СПО УР «ИПК» не только принимает, но и отправляет своих студентов на обучение. Так, в 2011/2012 году в Сербии обучалась студентка отделения ДОУ Маклакова Алина, в текущем году в Бельгии проходит обучение студентка этого же отделения Круглова Алла. Вот что они написали о своем опыте:

Алла Круглова: « Сейчас я нахожусь в Бельгии по программе обмена AFS. Это самый ответственный шаг в моей жизни, потому что очень не просто поехать в другую страну на целый год, к совершенно незнакомой семье и окунуться в незнакомую тебе культуру, к этому нужно быть морально и физически подготовленным и знать, что, надеяться следует только на себя и больше ни на кого. Но я все-таки решилась на такой шаг, и сейчас, находясь здесь, совершенно не жалею. Когда я приехала в Бельгию, первые недели, даже первые два месяца для меня были очень трудные, потому что я владела только русским языком, но прошло время, и я заговорила на английском - для меня это была своего рода победа. Когда меня что-то спрашивали, и я могла ответить, я испытывала такие прекрасные ощущения, что меня поняли, и я поняла. И эта программа действительно дает очень многое, прежде всего жизненный опыт. Живя в принимающей семье, так же ты учишься находить контакт с ними принимать их обычаи их правила, и это действительно очень трудно. Но спустя время, когда ты уже вживаешься в их обстановку, соблюдаешь их правила и обычаи, все становится намного легче. Сейчас я понимаю, что не надо судить людей и делать выводы по первому впечатлению, оно часто бывает обманчиво. И при всем этом я учусь самостоятельности, пунктуальности, потому что в Бельгии, совершенно недопустимо опаздывать, если договорились в 6, значит, в 6 и ни минутой позже. Я всегда говорю спасибо свой маме, которая поддержала меня в этом выборе!! и выразить большую благодарность своему волонтеру Ольге Владимировне, она меня поддерживала на протяжении прохождения конкурса и сейчас так же!! Хочу сказать огромное спасибо AFS , за то, что дарит мне такой шанс, опыт и море ощущений!»

Алина Маклакова: «Каждый учащийся или студент мечтает провести академический год в чужой, совсем незнакомой для него стране. Познакомится с ее достопримечательностями, культурой, народом, в общем, влиться в жизнь народа. Мне выпала такая возможность. Я провела свой учебный 2011-2012 год в Сербии. Когда я узнала, что я поеду в Сербию, конечно, немного боялась, все-таки улетаю "в неизвестность". Чужая страна, люди, семья, в которой буду жить. Но все страхи были напрасными: в аэропорту меня встретили волонтеры, один из которых разговаривал на русском. 3 дня мы провели в ориентировочном лагере, где нам объяснили, как нам нужно вести себя в данной стране. По истечении этих дней за нами приехали наши семьи. С семьей мне очень повезло. Мы часто выезжали на природу, отмечали вместе праздники. Я даже и не ощущала, что нахожусь где-то далеко от дома. Они не давали мне скучать. Я не жалею, что провела год в данной стране. Я повзрослела, и взгляды на жизнь тоже изменились».

Таким образом, в результате овладения общими компетенциями наши студенты учатся ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных.

 

Литература

  1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. - Московский государственный лингвистический университет, 2003.

  2. Karl-Richard Bausch, Herbert Christ, Hans-Juergen Krumm. Handbuch Fremdsprachenunterricht. - Tuebingen und Basel: A.Franke Verlag, 2003.

3. Наумова Г.Р. Развитие общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса. – Екатеринбург, ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2012

4. www.goethe.de\lhr\prj\mul\deindex.htm.

 

Предмет: 
Вид материала: 
123