Формирование речевой компетенции через использование ролевых и деловых игр на уроке немецкого языка

Главные вкладки

Формирование речевой компетенции через использование ролевых и деловых игр на уроке немецкого языка

Бызова Ольга Владимировна,

АПОУ УР «Ижевский политехнический колледж»

 

Компетентностный подход - один из подходов, который противопоставляется «знаниевому» в понимании накопления учеником и трансляции преподавателем готового знания, т.е. информации, сведений.

  В государственном образовательном стандарте в области

иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:
- языковая компетенция (графическая сторона речи и орфография, произносительная сторона речи, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи)
- речевая (дискурсивная) компетенция (говорение, письмо, аудирование, чтение)
- социокультурная компетенция (социокультурный портрет стран, социокультурный портрет родной страны на ИЯ)
- компенсаторная компетенция
- учебно-познавательная компетенция (общие и специальные умения).

Подробнее в своей работе я хотела бы остановиться на формировании речевой (дискурсивной) компетенции. Дискурсивная компетенция подразумевает умение понимать и самому создавать логичные и связные речевые высказывания, представленные в устной или в письменной форме.

Важным фактором обеспечения данной компетенции является ролевая игра. С учетом выявленных профессиональных интересов можно организовывать имитационные деловые игры, являются важным средством не только обучения иностранному языку, но и профессиональной ориентации студентов, их воспитания и всестороннего развития. Со студентами можно организовать ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения.

Как показывает мой опыт и опыт моих коллег, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая студентам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт  студентов  путем проигрывания ролей людей разных профессий характеров. На уроках можно применять задания таких видов:

Задание 1.  “Увеличение ролей”

Студенты выучили диалог «В отеле». Они беседуют друг с другом в роли администратора и клиента. Но тут появляется 3й персонаж, для которого уже нет номера в данном отеле…

Задание 2.  “Незаконченный сценарий”

 1. Молодой человек приглашает девушку в ресторан. Она соглашается или отказывается.

2. Если девушка соглашается, они идут вместе, если отказывается, он приглашает другую, которая согласна. Первую девушку может пригласить другой молодой человек.

Задание 3 “Спонтанная ролевая игра”

Совершенно предсказуемый тип ролевой игры может быть преобразован, если использовать элемент неожиданности, сюрприза в задании для участников игры.

Например, одному студенту сказали, что его семья заказала столик в кафе, где они должны были отметить день рождения. Но он не знал, что в кафе не получили  этот заказ, а на данный момент свободных столиков нет. Двое студентов получили каждый свою карточку с заданием.

 

В ходе реализации описываемого подхода использовались разнообразные формы и методы организации обучения, развивающие познавательную и творческую активность студентов:

- ролевая игра («В автомастерской», «Устройство на работу», «Знакомство с классом», «Школа мечты»);

-  деловая игра «Компания, в которой мы хотели бы работать» и др.

 

 Наш видеопроект «Выбор профессии» наглядно представляет ситуации профессионального общения представителей разных специальностей – менеджер, автослесарь, руководитель фирмы. Аналогичные ситуации мы разыгрываем на занятиях немецкого языка в последовательности: чтение и при необходимости перевод диалогов и полилогов, отработка произношения за диктором, составление диалогов по образцу и кульминацией становиться ролевая игра либо проект.

Широко используются при обучении иностранного языка деловые игры, позволяющие преодолеть монотонный характер урока. Примерами проблемных ситуаций может быть обсуждение вопросов: «Как и где заработать студенту в каникулы?». Со студентами специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» нами была организована деловая игра «Устройство на работу», для которой профессиональная лексика отрабатывалась как в устной (диалогической) речи, так и в письменной – студенты составили и напечатали свои резюме, биографии, т.е. выполнили необходимый пакет документов.

 

Особую роль в формировании речевой компетенции играют видеофильмы. Применение просмотра видеофильмов  формирует  коммуникативные  навыки, дает возможность слышать  речь носителей языка, реализует формирование социокультурной компетенции. Студент получает значительно больше информации, так как она поступает одновременно по двум каналам - по зрительному и слуховому. Материал видеофильма можно использовать для ролевой игры, например, на уроках немецкого языка мы используем материалы интернет-портала Deutsche Welle - сериал «Jojo sucht das Glück». Аутентичный разговорный язык, интересный студентам сюжет я использую в ролевых играх, каждый студент может на какое-то время стать героем сериала.

 

Один из наших последних проектов – ролевая игра, посвященная выборам президента России. Ее итогом стал видеоролик, который мы предъявили на открытом мероприятии колледжа. В проекте были задействованы студенты разных курсов. Вашему вниманию предлагается фрагмент видеоролика.

 

Таким образом, моя практика использования ролевых и деловых игр показывает, что   при условии их продуманного применения в рамках урока или внеклассной работы появляются возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, предоставляются новые возможности для творчества, реализуются активные формы и методы обучения.

 

Класс: 
Вид материала: 
123
Ошибка | teacher-pro.ru

Ошибка

×

Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/common.inc:2776) в функции drupal_send_headers() (строка 1486 в файле /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Error: Class name must be a valid object or a string в функции entity_get_controller() (строка 8051 в файле /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/common.inc).
На сайте произошла непредвиденная ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.