Государственная политика в сфере дополнительного образования и воспитания детей

Главные вкладки

Государственная политика в сфере

дополнительного образования и воспитания детей

Конькова Нелли Леонидовна,

старший преподаватель

кафедры педагогического менеджмента

института повышения квалификации

педагогических работников ЕАО

                      Новые федеральные государственные образова­тельные стандарты (ФГОС) – возмож­ность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его не­прерывности как по вертикали (соответ­ствие и взаимосвязь содержания образо­вания и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходи­мый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе раз­вития ребенка).

                     Дополнительное образование может много дать школе для реализации   новых стандартов, а именно:

– возможности интеграции, как бо­лее мобильная часть системы образова­ния, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации об­разования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индиви­дуального образовательного маршрута ре­бенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлени­ях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художе­ственной, технической, спортивной, соци­альной и др.);

–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной дея­тельности;

– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

– изучение и формирование социаль­ного заказа на образование, что в свою оче­редь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процес­сов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;

– уникальные педагогические техно­логии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования  и др.;

– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых катего­рий детей (трудных, с ограниченными воз­можностями здоровья);

– возможности работы в социуме, со­циального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравст­венного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского са­моуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений сре­ды и др.

                 В связи с введением ФГОС и нового закона «Об образовании в РФ» назрела острая необходимость в повышении профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей. Эту задачу решает областной институт повышения квалификации педагогических работников через ежегодные курсы повышения квалификации, областные, районные семинары. По итогам анализа анкет на курсах, семинарах, индивидуального собеседования педагоги предлагают: разнообразить формы повышения квалификации, усилить индивидуальное консультирование и сопровождение, трансляцию обобщенного опыта, увеличить выезды в районы по обмену опытом, организовать конкурсы для педагогов дополнительного образования, выпускать методические рекомендации с более практической составляющей.

                 Совместно с комитетом образования  ОблИПКПР создает методическое объединение руководителей учреждений дополнительного образования детей с целью укрепления системы дополнительного образования и выявления образовательного потенциала педагога с учетом современных   условий.   Методическое объединение руководителей учреждений дополнительного образования планирует предложить  опытным педагогам  создать  творческую группу для изучения и распространения   новых форм повышения профессиональных компетенций: педагогический и методический тренинг, переговорная площадка, живой журнал, педагогический десант, методическое погружение, электронные сборники, конкурс педагогических инициатив, педагогический слет, методический пресс-центр и другие.             

                 Таким образом, можно говорить о том, что в области:

-сформировалась потребность в системном подходе к процессам интеграции учреждений дополнительного образования и школ;

-повысилась активность педагогов в освоении и внедрении в практику работы современных информационно-коммуникативных технологий;

-значительно расширилась область реализации социально-значимых проектов учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями, организация мероприятий на микрорайоне;

-накоплен позитивный опыт в работе с детьми «группы риска», одаренными, в организации профильного обучения.

                   Однако, существуют и актуальные проблемы:

-отсутствие единой программы развития дополнительного образования в РФ:

-ощущается дефицит бюджетного финансирования, недостаточно развита материально-техническая база;

-ограниченные возможности в сельской местности (слабая скорость в интернете, отсутствие условий для удовлетворения запросов интересов детей);

-отсутствие государственной поддержки учреждений дополнительного образования.

                 Пути решения перечисленных проблем обсуждаются на уровне правительства РФ.

Владимир Путин 17 января подписал ряд поручений в сфере дополнительного образования и отдыха детей.

В частности, Президент поручил Правительству Российской Федерации совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) поручено подготовить предложения по расширению программ дополнительного образования детей (доклад – 1 марта 2014 года).

Предполагается также расширить использование возможностей музеев в образовательной деятельности.

               В Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось первое заседание межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей. Совет по дополнительному образованию и воспитанию детей был создан приказом Министра культуры Российской Федерации, Министра спорта Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации, что подчеркивает значимость сферы дополнительного образования для развития нашего образования в целом.

             В свою очередь заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов сообщил, что весной 2014 года на общественное обсуждение будет представлена Концепция развития дополнительного образования.

            В 2014 году будет также разработана Стратегия развития воспитания детей в Российской Федерации (декабрь 2014 г.) Подготовлен проект Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».

                 Совершенствование работы института неотделимо от стратегии развития системы дополнительного образования. Сегодня остро стоят вопросы о профессиональном уровне педагогов дополнительного образования, о повышении их квалификации, о новых методиках и технологиях в воспитательно–образовательном процессе, об оказании квалифицированной помощи педагогу в повышении их профессиональной компетентности. Актуальны эти вопросы и для нашего института.

                      В соответствии с современными требованиями к системе дополнительного образования детей, институту необходимо обеспечить:

1.Всесторонюю и регулярную информацию о современных требованиях к работе в системе дополнительного образования детей.

2.Оказание методической помощи в обновлении содержания дополнительного образования.

3.Диагностику и анализ деятельности коллектива с целью выявления ведущих проблем  педагогов и всего учреждения.

4.Помощь в организации совместной проектировочной деятельности.

5.Формирование у педагога умения анализировать, планировать собственную деятельность.

6.Оказание помощи педагогам  и поддержку их творческих инициатив.

7.Организацию широкого обмена опытом педагогов, содействие в освоении современных подходов к организации образовательного процесса.

8.Определение реальных перспектив развития педагогического творчества.

9.Индивидуальное, тьюторское сопровождение педагогических работников.

                  Отсюда, новыми формами организации повышения квалификации могут быть:

1.Технология «Обучение действием». В основе лежит постоянно действующий семинар (ПДС), направленный на своевременную поддержку педагога в период изменений и сопровождение в процессе освоения и внедрения инновационного опыта, формирование мотивации к непрерывному профессиональному образованию, создание условий для постоянного взаимного обучения и обмена опытом, постоянная учеба по ключевым понятиям.

2. Работа творческих, проблемных групп.

3. Профессиональные конкурсы для педагогов дополнительного образования: «Внешкольник года», конкурс методических объединений, конкурс методических материалов.

4. Тьюторское сопровождение самообразования педагога.

5. Создание банка информационного методического обеспечения образовательного процесса.

6. Диагностика профессиональных качеств личности педагога (потребность в развитии и саморазвитии), что позволит моделировать согласованные позиции преподавателя института, руководителя учреждения дополнительного образования и педагога.

7. Внедрение в курсы и семинары таких форм как: технологические мастерские, аукцион педагогических и методических находок, метод динамических пар, моделирование, флэш-семинар, мастерская успеха, проблемный клуб и т.д.

8. Создание индивидуальных программ повышения квалификации, стажировки.

9. Организация базовой творческой площадки  для педагогов дополнительного образования детей  (Центр детского творчества г. Биробиджана).

10. Организация выездов в районные учреждения дополнительного образования детей.

                      Одной из приоритетных задач института должно стать изучение, обобщение и распространение передового опыта педагогов, применяющих личностно-ориентированные технологии, реализующих программы гражданско-патриотического воспитания, направленные на социализацию подрастающего поколения.

                      Для эффективной реализации перечисленных направлений и форм деятельности в институте назрела необходимость внедрения дистанционных образовательных технологий в практику повышения квалификации. Одной из форм дистанционного образования может быть виртуальное объединение – создание информационно-образовательной среды Web-сайта для организации: виртуальных семинаров, чат - конференций, электронных консультаций, интерактивных лекций, мастер-классов, творческих мастерских, дискуссий и обсуждений в режиме онлайн. Передовой опыт педагогов можно распространять через создание на сайте института методической копилки.

                      Для педагогов дополнительного образования детей эффективной формой повышения квалификации будет организация методических декад по специализации реализуемых образовательных программ. Например, для педагогов:

-физкультурно-спортивной направленности: «Развитие личности школьников на основе индивидуализации и дифференциации обучения»;

-художественно-эстетической направленности: «Качественный подход к инновационной деятельности педагогов  художественно-эстетической направленности»;

-экологической и туристско-краеведческой направленности: «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся как составляющая профессионального мастерства педагога», «Совершенствование форм, методов и приемов работы в учебно-исследовательской и поисковой деятельности»;

-предпрофильной подготовки: «нетрадиционные формы проведения учебных занятий в курсе предпрофильной подготовки», «Формы, методы, приемы работы с одаренными и талантливыми детьми»;

-социально-педагогической направленности: «Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования»;

-декоративно-прикладной направленности: «Повышение эффективности образовательного процесса посредством применения технологий декоративно-прикладного творчества:

-для организаторов досугово-массовой направленности: «Педагогические технологии в воспитательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»

                     Таким образом, поиск новых форм и их внедрение в систему работы института  будет способствовать повышению профессиональных компетенций педагогов, актуальных для современной социокультурной ситуации и реализующих социальный заказ в системе дополнительного образования в соответствии с современными требованиями.

 

Класс: 
Вид материала: 
123