ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Главные вкладки

Бызова Ольга Владимировна

АПОУ УР «Ижевский политехнический колледж»

 

  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

  Отличие традиционного предметно-ориентированного обучения от проектно-ориентированной образовательной модели можно увидеть в старинной китайской пословице:

Расскажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня в деятельность - и я пойму,

Отступите - и я буду действовать.

Одним из самых современных и продуктивных методов обучения коммуникативности называют метод проектов, который заключается в способе достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка завершается реальным практическим результатом, который можно применить в практической деятельности.

 

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых доказывают, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно ориентированного подхода.

Проектное обучение всегда ориентируется на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность студентов при реше­нии личностно значимой проблемы; студенты вправе определять со своей собственной позиции цель работы и способы ее достижения. Таким образом, данная методика позволяет выдвинуть на первый план в процессе обучения личностный компонент учащегося, его индивидуальные особенности потребности, мотивы и способности.

 

Метод проекта в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако происходит смешение или даже подмена понятий. В последние годы проектом стали называть какое-либо мероприятие или же создание любого продукта. Поэтому некоторые мероприятия, посвященные, например, иностранному языку, или же организацию кружковых работ стали называть новомодным словом «проект». В некоторых случаях, если речь идет действительно о проекте, это определение как нельзя кстати, но следует различать понятие проектов как методов проектов. В связи с этим нам необходимо дать определение такому понятию, как метод. Под методом обычно понимают совокупность приемов, путей овладения какой-либо областью практического и теоретического знания. Это своего рода способ познания или же организация условий этого процесса.

Проектная деятельность должна отвечать определенным требованиям: проект должен быть направлен на решение некоторой значимой в исследо­вательском и творческом плане проблемы, необходимы его детальная проработка и получение конкретного результата, который может быть применен в практической деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации, а также самостоятельность учащихся на всех стадиях работы над проектом.

Под учебным проектом понимают совместную, обоснованную, спланированную и осоз­нанную деятельность студентов. Она  основана на коммуникационных технологиях, имеет общую проблему и согласованные методы решения, направленные на формирование у обучаемых определенной системы интеллектуальных и практических умений и навыков.

Требования к проек­там:

 1) проект должен быть частью процесса обучения и воспитания;

2) обсуждаемые   проблемы   должны  быть  реальными   и  актуальными;

  1. процесс выполнения проекта должен быть активным и целесообразным; студенты должны хорошо владеть письменной речью, быть способными анализировать   получаемую   информацию,   вносить   свои   предложения по решению проблемы;
  2. при реализации метода проектов используют групповую работу.

Составные элементы проекта:

 1) цели и задачи;

 2)выбор путей реализации проекта;

 3)оформление проекта;

4) обсуждение результатов работы;

5) корректировка, выводы.

 Процесс   проектной   работы   проходит   через   следующие стадии:

1. Анализ       задачи:       здесь       задача       представляется, характеризуется и оценивается в широком контексте. Оценивается уместность   задачи  и   вырабатываются   стратегии   стандартных решении. Задача окончательно формируется. Проектная работа на этом  этапе  основывается  в основном  на обсуждениях,  изучении относящейся к делу литературы и. может быть, на предварительных консультациях со специалистами, чтобы подтвердить уместность и реальность поставленной задачи.

 

 

 2. Решение задачи: здесь утверждаются критерии оценки и оцениваются   гипотезы   и   возможные   пути решения задачи. В связи с природой и сложностью задачи может потребоваться дальнейшая разработка существующих теорий или даже разработка новых гипотез. Задача может разделяться на подтемы для детальной проработки отдельных частей с использованием научных методов, относящихся к задаче. Поставленная задача может потребовать использования экспериментов, количественных или качественных исследований, логического анализа и построения концепций и т.д.

 3. Отчет: здесь группа проверяет, делает выводы и завершает документацию проекта. Доклад будет представлять выполненное исследование. Это будет доказательством приобретенных знаний, а также доказательством того, как эти знания были получены.

для того, чтобы обучение было эффективным, приходится преодолевать дополнительные препятствия:

  • эгоцентризм:     работа     в     индивидуально-ограниченной области закрывает более обширную область деятельности;
  • анализ   ошибок:   сложно   признать   себя   виновным   или неправым;
  • действительность: не эмоции, а рациональное мышление осознает личный вклад в решение проблемы;
  • кратковременная память: студенты, в основном, учатся на краткосрочном   опыте,  а  не   пользуются   накопленным опытом при принятии решений;
  • отсутствие    самоуверенности:     стыдно     признать    свою некомпетентность.

 Проекты могут быть внутренними, междисциплинарными, личностными, групповыми, краткосрочными, долго­срочными, телекоммуникационными. Для того чтобы осветить сущность методов проектов, необходимо познакомиться с общей дидактической типологией проектов.

 По своей типологии проекты бывают различные:

1. Исследовательские проекты, которые, в свою очередь, полностью подчинены   логике    небольшого    исследования    и    имеют   структуру, приближенную к научному исследованию.

  1. Творческие проекты, не    имеющие   детально    проработанной структуры совместной деятельности участников. Это может быть жизненная ситуация, совместная газета или же ролевая игра.
  2. Информационные  проекты,  направленные  на сбор  информации о каком-либо объекте, явлении. Такие проекты, как правило, можно отнести к исследовательским, которые предполагают хорошо продуманную струк­туру.

4. Практико-ориентированные проекты, ориентированные на интересах самих    участников,    созданные    на    основе    полученных    результатов исследования из различных областей знаний.

5. Монопроекты, проводимые в рамках одного учебного предмета; в  курсе   иностранного  языка выбираются темы,  связанные со  страно­ведческой или исторической тематикой.

  1. Межпредметные    проекты,    затрагивающие    сразу    несколько предметов; такие проекты относятся чаше всего к телекоммуникационным проектам.
  2. Международные    проекты     или    информационные    проекты,
    представляющие исключительный интерес в связи с развитием глобальной
    сети Интернет. Специфика таких проектов заключается в том, что они
    в большинстве своем межпредметны, т.е., какую бы проблему мы ни взяли,
    все её обсуждение будет проводиться на иностранном языке.

В любом случае все из перечисленных выше проектов «работают» на овладение иностранным языком, на изучение культуры стран изучаемого языка.

Наиболее сложными для реализации являются телекоммуникационные проекты.

Их выполнение требует более глубоких знаний у студентов. Работа по методу проектов стимулирует развитие творческих, интеллектуальных и коммуникативных навыков. Это прежде всего умение работать с информационными источниками, справочными материалами, анализировать получаемые данные, определяя главное. Формируется умение искать альтернативные решения проблем и предска­зывать последствия принимаемых решений. Вырабатываются такие умения, как нахождение компромиссных решений, лаконизм и умение обосновать и отстоять свою точку зрения, ведение дискуссий.

 

Но как же метод проектов применяется в обучении иностранным языкам? Какова его роль?

Необходимо сказать о том, что в процессе обучения иностранным языкам происходит интенсивная работа по овладению практическими умениями и навыками устной и письменной речи, которые являются основной целью иностранного языка. В процессе формирования речевой деятельности язык выступает как средство межкультурного взаимодействия. Следовательно, мы должны быть знакомы с культурой стран изучаемого языка.

Главной идеей здесь является переход от различных видов упражнений к активной самостоятельной деятельности учащихся. Метод проектов в таких условиях является творческим применением изучаемого языкового материала.

Как мы уже говорили, для решения той или иной задачи учащимся необходимо знание в различных областях науки, помимо этого они должны владеть определенными интеллектуальными приемами. К таковым относятся: нахождение нужной информации (работа с литера­турой на иностранном языке, анализ необходимой информации), предопре­деление последствий того или иного решения, отстаивание своей собственной точки зрения, поиск нескольких решений той или иной проблемы, лаконичное изложение собственных мыслей.

Вследствие всего вышесказанного необходима хорошая подготовка учащегося в целостной системе педагогического механизма. Иностранный язык, в свою очередь, вносит свою лепту в развитие учащегося. Метод проектов может широко использоваться на различных ступенях обучения, при любой программе обучения. Самое главное при использовании этого метода - это правильно сформулированные проблемы, над которыми учащиеся будут работать.

 

Различные виды работ над проектом могут быть распределены между участниками, представление же проекта на суд слушателей может происходить в форме «круглого стола», где студенты сначала дают короткое резюме на изучаемом иност­ранном языке, а затем рассказывают о проекте, прогнозируя дальнейшие пути исследования той или иной проблемы.

В ходе реализации проектной методики происходит сплетение коммуникативных навыков и умений с действительными профес­сиональными нуждами студентов, когда непосредственная цель действия совпадает с мотивами и их потребностями.

Работая с проектной методикой, мы считаем целесообразным образовывать различные по количеству группы студентов: от одного до трех-четырех и более в зависимости от желания студентов, объема материала и цели исследования. Естественно,  что преподаватели  иностранных языков готовят студентов к работе со специальной технической неадаптированной литературой со второго курса,  показывая сначала на учебных текстах, а затем и на образцах оригинальных статей из зарубежных журналов методику работы с научным текстом, а именно: выделение ключевых слов и словосочетаний, предложений,  компрессию,  аннотирование, реферирование и т.д. Особое внимание уделяется развитию навыков перевода, работе со словарем.

 

Класс: 
Вид материала: 
123