Отбор и организация профессионально значимого языкового и речевого материала для предмета «Немецкий язык»

Главные вкладки

С учётом выделенных особенностей был осуществлён отбор и организация профессионально значимого языкового и речевого материала, разработан соответствующий дидактический материал для обучения профессионально направленному иноязычному общению:

-Система уроков, построенная на основе профессионально ориентированного подхода к изучению немецкого языка

-Немецко-русский словарь профессиональных терминов для студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

-Наглядный немецко-русский словарь профессиональных терминов для студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

-Сборник «Автомобили» для студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

- Задания для внеучебной самостоятельной работы, тексты для реферирования.

В ходе реализации описываемого подхода использовались разнообразные формы и методы организации обучения, развивающие познавательную и творческую активность учащихся:

-деловая игра («In der Autowerkstatt», «Покупки в Интернете: достоинства и недостатки», «Как сэкономить на покупках?», «Устройство на работу», «Экономический аукцион», «Первое знакомство с классом», « Школа мечты»)

-метод проектов («Развитие автомобильной промышленности в Германии», «Автомобиль будущего», «Компания, в которой мы хотели бы работать в будущем»);

-контекстный подход (использование аутентичных текстов профессионального содержания);

-использование интернет технологий (поиск информации);

-использование информационных технологий (использование электронных словарей, переводчиков, в частности «Promt 8», «LINGVO».

Метод проектов. Идея проекта, предложенного студентам четвертого курса ИГПК, изучающим немецкий язык, заключалась в создании тематической презентации «Автомобиль будущего». Темати­ческая презентация представляет собой последовательность слайдов по определенной теме, создаваемых на компьютере в приложении Power Point пакета программ Office. Данная программа позволяет использовать технологию мультимедиа, благодаря которой можно представить инфор­мацию, сочетая видеоизображение, графическое изображение, текст, анимацию и звуковое сопровождение.

Значимость поставленной задачи состоит в том, что данная темати­ческая презентация должна стать программным продуктом учебного назначения, который можно использовать как информационно-обучающую программу при изучении темы «Перспективы развития автомобильной промышленности». Сложность проблемы заключается в том, что на вопрос, каковы пути развития автомобилестроения, не существует однозначного ответа. Следовательно, участникам проекта пришлось провести анализ собранного материала и сделать свои собственные выводы, которые и были представлены в презентации.

С помощью преподавателя, руководителя проекта, были определены этапы работы над презентацией: изучение литературы по теме (чтение, перевод, реферирование учебных текстов на немецком языке); анализ материалов популярных специализированных журналов на русском языке («За рулем», «Авто-ревю» и т.д.): выработка концепции развития автомобиля на основании изученных источников; подбор иллюстративного материала, необходимого для раскрытия темы; написание сценария с учетом учебного назначения данного программного продукта; создание слайдов; экспертная оценка тематической презентации преподавателем; апробация программы в реальном учебном процессе.

Наряду с решением технических проблем, студентам пришлось решать задачи творческого и методического характера: организация иллюстративного и текстового материала в кадре, единство формы и содержания представленной инфор­мации.

Задачи руководителя учебного проекта состояли в том, чтобы предложить тему, представляющую интерес для студентов; рекомендовать к изучению литературу на немецком языке; познакомить участников проекта с дидактическими возможностями используемых программных средств; координировать ход работы над презентацией. Преподаватель консультирует студентов по вопросам, возникающим при создании презентации, и дает рекомендации относительно содержания программы и организации учебного материала, но не навязывает своего мнения, позволяя студентам принимать решения самостоятельно.

Работа над тематической презентацией «Автомобиль будущего» способствовала развитию умений сбора, анализа и отбора информации, лаконичного изложения своих мыслей на русском и немецком языках, создания логически связанного сообщения по теме. Тематика презентации способствовала расширению кругозора студентов в области их будущей профессии, а использование в создании проекта информационных техно­логий внесло свой вклад в овладение компьютерной грамотностью.

В рамках изучения темы «Структура фирмы» мы делали краткосрочный проект «Компания, в которой мы хотели бы работать в будущем». Одна группа выбрала туристическое агентство, другая - рекламное агентство. Далее мы согласовали основные цели и задачи проекта, т.е. те языковые умения и навыки, которые следует развивать в ходе проекта, те знания, которые следует приобрести, а также стратегии управления информацией, языко­выми структурами и аспекты межличностных взаимоотношений в группе. Все студенты участвовали в создании общего плана проекта. Каждый из них был поставлен в положение «исследователя», чтобы он чувствовал себя не просто исполнителем предписаний преподавателя, а участником опреде­лённого поиска, решения практической задачи. Студенты выбрали для себя наиболее подходящую роль с целью выработки эффективного поведения в рамках заданной профессиональной ситуации: менеджеры по маркетингу, ответственные за проведение исследования рынка в их вымышленных компаниях. Другие выбрали финансы и бухучёт, управление персоналом, юридические и админист­ративные функции. Студенты начертили структуры своих компаний и представили себя работающими в определённьгх отделах. Они также обсудили стиль руководства и индивидуальные обязанности каждого. Когда основные потребности были определены, студентам предстоял поиск различных источников информации. Спланированное исследование касалось как формы, так и содержания проекта. На практических занятиях объяснялись и закреплялись необходимые речевые образцы, широкий спектр лексики и языковых структур. Студенты нашли достаточно много полезней информации в Интернете, оригинальных газетах и журналах, учебных пособиях по экономике, а также в интервью с родителями и специалистами. В результате совместного проекта студенты:

-углубили представления об определённом виде бизнеса;

-проследили основные этапы развития туризма и рекламного бизнеса в России, проанализировали современные тенденции.

Деловые игры широко используются при обучении ИЯ. Профессиональная направленность студентов формируется в процессе решения всевозможных проблемных заданий, в поисках объяснений разного рода процессов, в выборе форм и способов своего собственного поведения.

Игра на уроке иностранного языка позволяет преодолеть монотонный характер урока, когда требуется многократное повторение речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному учебному общению, с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью.

Игровая ситуация на уроке иностранного языка с заданной профильной направленностью позволяет выполнить очень важные, на наш взгляд, методические задачи:

1)     обеспечение естественной необходимости многократного повторения тудентами языкового материала;

2)     тренировка студентов в выборе необходимого речевого образца, которая является подготовкой к спонтанной речи;

3)     создание благоприятного психологического климата, который позволяет подготовить к речевому общению.

Игра - это активный способ достичь многих образовательных целей и задач (например, игры на закрепление пройденного материала). Игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, это также идеальный способ расслабиться, как говорится, с пользой для дела. Игра помогает снять скованность, особенно если отсутствует элемент соревнования, оценки, подведения итогов. Хотя иногда соревнование оживляет игру. Игра помогает надолго запоминать необходимые сведения и исправлять ошибки, не позволяя им закрепиться в речи, усиливает мотивацию, а ситуативная игра позволяет окунуться в решение проблем, связанных выбором их будущего профессионального пути.

Проблемные ситуации являются разновидностью речевых ситуаций и поэтому их использование в профессиональной направленности обучения иностранному языку способствует формированию навыков иноязычного общения в процессе решения профессиональных задач. Возникающие в ходе осуществления деятельности большие и малые проблемы направляют развитие речевой ситуации. С умелым созданием проблемных ситуаций связана успешность обучения иноязычной речи. Использование проблемности в создании речевых ситуаций дает возможность выйти из ролевой игры и организовать речевое профессиональное общение на основе реальных, а не предложенных отношений. Примерами проблемных ситуаций может быть обсуждение вопросов с альтернативным решением: "Как стать хорошим менеджером? Как начать свой бизнес?" Задание с "разрывом" контекста: "Ваш друг - руководитель одной из фирм собирается заключить контракт с одной из зарубежных компаний...", - далее студентам предлагаются различные варианты решения, при этом активно используется ранее усвоенный языковой материал. В процессе изучения тем «Покупки» проводились деловые игры «Покупки в Интернете: достоинства и недостатки», «Как сэкономить на покупках?» и др. , изучении темы «Деньги и люди» можно организовать такие деловые игры, как «Устройство на работу», «Экономический аукцион» и др. Помимо этого на занятиях рекомендуется применять метод дискуссий, в ходе которого обсуждить темы: «Как можно сэкономить на покупках?», «Как и где заработать в летние каникулы?» и др. Заключительным этапом данной темы может стать пресс-конференция на темы: «Современные деньги», «Образовательные кредиты» и др.

К Республиканской студенческой конфереции « Иностранные языки Plus», которая ежегодно проходит в ИПЭК, мы подготовили видеопроект «Выбор профессии», в котором в том числе наглядно представлены ситуации профессионального общения представителей разных специальностей – менеджер, автослесарь, руководитель фирмы. Аналогичные ситуации мы разыгрываем на занятиях немецкого языка в последовательности: чтение и при необходимости перевод диалогов и полилогов, отработка произношения за диктором, составление диалогов по образцу и кульминацией становиться ролевая игра либо проект. Например, для ролевой игры «Устройство на работу» профессиональная лексика отрабатывалась как в устной (диалогической) речи, так и в письменной – студенты составили и напечатали свои резюме, биографии, т.е. выполнили необходимый пакет документов. Видеозапись профессиональных ситуаций приведена в моей презентации.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Астафурова, Т.Н. Лингвистические аспекты деловой межкультурной коммуникации / Т.Н.Астафурова. – Волгоград: Изд-во ВолГу, 1997. –107с.

2. Кан-Калик, В.А. Основы профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190с.

3. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Е.С.Полат //Иностранные языки в школе. – 2001. - №1. – С.4-11.

5. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И.Пассов. - М.: Просвещение, 1985. – 202с.

6. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке [Текст] / М.Л. Вайсбурд. – Обнинск: Титул, 2001. – 128с.

7. Дмитренко, Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования в вузе: дис. Д-ра пед. наук. – М.: МПГУ, 2004. – 446c.

8.Герасимук, А.С. Зачем автослесарю английский? / А.С.Герасимук// Минская школа сегодня. – 2007. - №1. - С.44-47. // mp.minsk.edu.by/sm.aspx?uid=1512

9. Герасимук, А.С. Профессионально-ориентированный подход к преподаванию общеобразовательных предметов как один из факторов повышения качества профессионального образования (на примере английского языка). / А.С.Герасимук// Индикаторы качества профессионального образования: материалы гор. науч.-практ. конф., Минск, 17 мая 2007г./ ГУ «Минский ГУМЦ ПО». – Минск, 2007. –С.205-223

10. Ханцева, Г.Г. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе изучения иностранного языка (На примере технического вуза): Дис. канд. пед. наук: Рубцовск, 2000 126c. // www.dissforall.com

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 18-36.

12. Морозова, А.Л. Профессионально-ориентированная педагогическая технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции педагога / А.Л. Морозова // Вестник ТГПУ. – 2009. -№2(80) . - с.64- 68

13. Материалы WWW-сайтов:

http://bank.orenipk.ru/Text/t34_37.htm

http://bankrabot.com/work/work_18248.html

http://npo-pu3.yaroslavl.ru/inostran.htm

 

 

Класс: 
Вид материала: 
123