Разработка фрагмента профильно-ориентированного гипертекста для студентов политехнического колледжа. Страноведческий аспект

Главные вкладки

Бызова Ольга Владимировна

АПОУ УР «Ижевский политехнический колледж»

 «Разработка фрагмента профильно-ориентированного гипертекста для студентов политехнического колледжа. Страноведческий аспект»

СТРУКТУРА ГИПЕРТЕКСТА

Основные элементы гипертекста это - информационный фраг­мент, тема, узлы и ссылки. Информационный фрагмент представляет собой линейную последовательность строк текста, рисунок, видео или аудио фрагмент. Тема содержит краткое название информацион­ного фрагмента.

Узел - это информационный фрагмент, из которого возможен переход к другим информационным фрагментам гипертекста. Узлы, между которыми возможен переход, являются смежными, а сама возможность перехода называется «связь». Совокупность смежных узлов образует «окрестность» данного узла. В качестве узла могут выступать слово, словосочетание, предложение, абзац, параграф, до­кумент, собрание документов по одной теме и т.д. Существуют раз­личные связи между узлами: текст - комментарии к нему; разные редакции текста; текст - его возможные продолжения; тексты, пере­секающиеся по содержанию и т.д.

Ссылка представляет собой слово фразу или набор фраз, с по­мощью которых осуществляется переход от одного узла к другому. Ссылки бывают референтными и организационными. Референтные имеют два конца. Исходный конец называется «источник». Это от­дельная точка или область в тексте. Другой конец, «назначение» - определённая точка или область в гипертексте. При источнике ссыл­ки имеется пометка, указывающая наличие ссылки. Она показывает имя ссылки. Большинство гипертекстовых информационных систем поддерживает и обратное движение по ссылке. Организационные ссылки устанавливают явные связи между двумя точками гипертекста. Они связывают узел-родитель с узлами-сыновьями и поддержи­вают иерархическую структуру в гипертексте. Они довольно часто соответствуют отношению «быть частным случаем».

Движение в гипертекстовой среде, совершаемое в процессе чтения гипертекста, называется навигацией. Навигация является цен­тральным понятием концепции гипертекста и означает управление процессом перемещения в гиперпространстве из произвольного узла-источника в узел-назначение. Специфической составляющей навига­ции является браузинг (to browse - to read desultorily (читать бессис­темно)). Это - 1. Процесс беглого просматривания гипертекстовых документов или гипертекстовой базы данных с целью поиска опре­делённых сведений или просто чего-нибудь любопытного; цель этого процесса - поиск и изучение информации, а не её изменение; 2. Спо­собность человека воспринимать информацию в процессе такого беглого просматривания. Благодаря тому, что браузинг предоставля­ет человеку огромный выбор, это креативный процесс, который сти­мулирует творческое мышление. В его процессе человек может ра­дикально изменить цель браузинга в зависимости от того, какая ин­формация предстаёт перед ним в процессе поиска.

На данном этапе развития информационных технологий наи­более распространённое применение гипертекст получил в Интерне­те. Гипертекст представляет собой документ «Всемирной паутины», содержащий текстовую и (или) графическую информацию, а также ссылки на другие документы Интернета. Такой документ называется Web страницей. Основу Web страницы составляют гиперссылки. Ги­пертекст соединяет различные документы на основе ссылок, подоб­ных ссылкам на статьи в энциклопедии. Например, когда в тексте встречается новое слово или понятие, гипертекст даёт возможность перейти к другому документу, в котором это слово или понятие рас­сматривается подробнее.  Поиск в Интернет-каталогах,  таких, как

Yandex или Rambler осуществляется через неявные ссылки. Физически Web страница представляет собой файл, форматированный сред­ствами HTML (язык разметки гипертекста). В сетевом гипертексте возможны ссылки на тексты, хранящиеся на различных, удалённых друг от друга компьютерах.

Таков технический аспект данной технологии, однако, человек, работающий с компьютером, является частью системы, причём, ча­стью активной и креативной вне зависимости от вида его деятельно­сти. Считывает ли человек информацию или изменяет её, в любом случае он активно участвует в творческом процессе.

Гипертекстовая система использует электронные и программ­ные средства для преодоления ограничений линейной природы тек­ста, напечатанного на бумаге. Она порождает трёхмерное информационное пространство, схо­жее со структурой переработки информации человеческим мозгом. Человек учится излагать информацию линейно (писать) и восприни­мать линейную информацию (читать), однако в глубине его сознания происходят довольно сложные трансформации. Писатель идёт от системы взаимосвязанных идей к линейному тексту, а читатель пре­образует линейный текст в систему идей.

Представление информации и методы навигации в гипертек­стовых системах ориентируется не на компьютер, а на мозг человека в качестве решателя проблем.

В процессе любой авторской деятельности различаются две со­ставляющие: 1) техническая, которая осуществляется при помощи ручки, карандаша или клавиатуры и 2) интеллектуальная, предмет которой - структура и форма изложения материала. Единицами интеллектуальной авторской деятельности являются идеи (понятия, представления, мысли). На этом уровне гипертекстовые системы могут существенно ускорить авторскую деятельность.

 Комплекс программ авторизации является инструментом, при помощи которого автор (пользователь, разработчик) может са­мостоятельно создавать и изменять узлы, содержание узлов, связи между узлами, форму представления узлов на экране монитора -весь спектр рабочих операций структурирования, реструктурирова­ния, наполнения содержанием, обновления и использования гипер­текстовой базы данных.

Гипретекстовая технология является огромным достижением технической мысли, и её создание было бы невозможным без совре­менных знаний и навыков работы с компьютером. Однако сама идея гипертекста как способа изложения информации имеет глубокие ис­торические корни.

  ПРЕОБРАЗОВАНИЕ  ЛИНЕЙНОГО ТЕКСТА В ГИПЕРТЕКСТ

         Все, что существует сейчас в виде гипертекста, есть не что иное как линейный текст с большим или меньшим количеством приложений. Вместе с тем, гипертекст содержит принципиально иные возможности по сравнению с линейным текстом, так как по­зволяет выстраивать пространственную модель текста.

Слоистая структура гипертекста дает возможность классифи­цировать информацию по степени важности (главная и дополнитель­ная). Она позволяет опереться на фоновые знания и предыдущий опыт реципиента, который обращается к тем или иным слоям текста либо по мере надобности и необходимости, либо действует избира­тельно исходя из собственных предпочтений. Иначе говоря, это текст, который делает усвоение информации реципиентом индивиду­альным. Это усвоение в основных своих характеристиках отражает реальное усвоение информации об окружающем нас мире: объектив­ная реальность, данная нам в ощущениях, одна и та же, но усваиваем мы ее каждый по-своему, в зависимости от нашего опыта, нашего образования, нашего психо-эмоционального состояния и т.п. Некоторые гипертекстовые системы имеют возможность уста­навливать неявные ссылки через использование ключевых слов. Для этого гипертекстовая система должна иметь возможность сквозного поиска заданной подстроки среди всех узлов гипертекста, а в самом гипертексте должны активно использоваться ключевые слова. В от­личие от следования по ссылкам, поиск по ключевому слову приво­дит к множеству узлов, который был предложен автором

Очевидно, что гипертекст не может конструироваться по тем же правилам, что и линейный текст. Вследствие его пространствен­ной структуры его линейные фрагменты могут быть сформированы меньшим количеством вербальных компонентов. Таким образом, мы можем утверждать, что гипертекст более экономный, нежели линей­ный текст. Этот тезис неизбежно приводит к переосмыслению не только набора синтаксических структур и конструкций, используе­мых при создании гипертекста, но и набора морфологических кате­горий, существование которых есть также способ выражения нашего усвоения действительности.

Линейный текст может восприниматься и визуально, и на слух. Гипертекст - это текст воспринимаемый визуально. Чтение гипер­текста вслух лишено смысла, так как превращает его в линейный текст. А вот развитие гипертекста в мультимедийный формат пред­ставляется совершенно естественным, позволяя включить в процесс усвоения информации и другие органы чувств. Использование цвета, движения, звука приближает усвоение информации к естественному восприятию окружающего мира.

Визуальный характер гипертекста делает необходимым ис­пользование таблиц и графиков. При составлении таблиц мы опять прибегаем к существенной экономии вербальных средств, применяя так называемый block language, который характеризуется отсутстви­ем сложных синтаксических конструкций и использованием главным образом назывных предложений, опущением вспомогательных и служебных слов.

Рассмотренные особенности гипертекста в отличие от линей­ного текста позволяют определить некоторые направления преобра­зования последнего в гипертекстовый формат-  задача, которая долж­на быть решена при создании электронных учебников и сайтов.

Максимальная экономия вербальных средств, максимальное использования визуальных приемов, в том числе взаимное расположение вербальных компонентов, таблицы, графики, цвет, фон и т.п. - это те направления преобразования, которые являются вполне очевидными и не нуждаются в обширных доказательствах.

Наиболее важной проблемой оказывается направления преоб­разования содержания с тем, чтобы характер информации соответст­вовал способу ее представления.

В попытках выстроить архитектурную модель содержащейся в линейном тексте информации мы должны выполнить ряд совершен­но необходимых действий.

1) Проанализировать информацию с точки зрения ее важности и второстепенности.

2) Определить цель и задачи выстраиваемого текста.

3) Учесть характеристики реципиентов такого текста.

Далее мы должны выбрать характер представления информа­ции, максимально удобный для восприятия реципиентом. Мы можем вести нашего читателя от общего к ча­стному и отдельному, или, напротив, от частных, элементарных по­нятий к составлению общей картины и достижению объемного и всеобъемлющего понимания. Очевидно, способы могут быть выбра­ны различные в зависимости от ответов, полученных при соверше­нии указанных выше трех действий. К примеру, для создания учеб­ного пособия, как нам представляется, наиболее разумным был бы способ представления информации от частных элементарных (или назовем их самых важных, фундаментальных) понятий и определе­ний к формированию всей совокупности знаний по предмету.

Выбор направления преобразования содержания линейного текста и изменение характера представления информации при конст­руировании гипертекста являются самыми сложными операциями при создании электронных учебников, но от того, насколько успешно выполняются эти операции, зависит и успешность, качество, необхо­димость предлагаемых учебных материалов. Мы еще не настолько устали от книги как материального объекта (ее необходимость в на­шем мире вряд ли кто-то захочет оспорить чтобы отказаться от нее, если электронный учебник по сути или по большей своей части ее дублирует).

ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРИМЕНЕНИЕ

            Использование гипертекстовых технологий в обучении позволяет реализовать следующие функции:

1. Организация учебных, справочных и методиче­ских материалов в единой информационной системе с использовани­ем чёткой структуры поиска.

2. Представление с помощью гипер­ссылок внутри - и межпредметных связей для каждой изучаемой дис­циплины.

 3. Оказание помощи в изучении предметов путём предос­тавления объяснения по конкретным вопросам.

 4. Организация само­стоятельной работы учащихся по повторению ранее изученного ма­териала.

5. Дифференцирование материала.

6. Развитие творческих способностей учащихся в процессе разработки и уточнения гипер­текста. Представленный обучаемому текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся. У него имеется возможность вносить изменения непосредственно в этот текст, на­пример, выбрать размер и тип шрифта при просмотре текста, изме­нить цвета, добавить иллюстрации. Таким образом, учебный текст является одновременно рабочей тетрадью.

 7. Развитие умения анали­зировать и систематизировать изучаемый материал.

8. Предоставле­ние возможности заочного и дистанционного обучения (при исполь­зовании средств коммуникации).

 9. Создание электронных учебни­ков по основным специальностям данного учебного заведения.

 10. Использование фрагментов текстов для курсовых и дипломных работ.

11. Создание тестовой системы проверки знаний для самокон­троля и итогового контроля.

ГИПЕРТЕКСТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Гипертекстовые и гипермедиальные системы стали распро­страняться в обучении в конце 80-х годов, с целью научить пользова­теля современным средствам доступа к информации. Они создали принципиально новые возможности для организации и предъявления учебного материала, что, в свою очередь повлияло на способы при­обретения знаний, педагогическую практику и систему образования в целом.

К нелинейному изложению материала обращались уже в 60-х годах XX века, используя его для написания учебников для школ и институтов, но вершиной подобной формы представления материала, несущего обучающую функцию, является глобальная сеть Интернет. В основе гипер­текста лежит расширенная модель энциклопедии как средства ин­формационной поддержки образования, организованного по сле­дующим принципам:

1) свободное перемещения по тексту;

 2) сжатое изложение информации;

3) необязательность сплошного чтения тек­ста;

4) справочный характер информации;

        5) использование перекре­стных ссылок как модель навигации.

Гипертекстовые системы имеют две основные особенности: во-первых, они являются средством информационного обеспечения, а, во-вторых, они способствуют развитию искусственного и естест­венного интеллекта: средство формирования базы знаний.

Преимущества использования гипертекста в образовательных целях можно сформулировать следующим образом.

  1. Гипертекст изменяет подход к одному из основных видов обучающей деятельности - к чтению. Учащиеся должны при этом обладать совершенно новы­ми навыками и способностями. Во-первых, студент должен владеть компьютером, чтобы получит доступ к гипертексту. Во-вторых, не­обходимо понимать структуру гипертекста. Студент должен нау­читься мыслить в терминах взаимосвязи значений, чтобы проанали­зировать цели ссылок в документе, и то, как они соответствуют его потребностям в информации. Эти потребности должны быть сфор­мулированы до чтения, чтобы сделать поиски информации осмыс­ленными и плодотворными. Умение заранее сформулировать цель является ключевой в работе с гипертекстом, так как отсутствие ин­формационного фокуса приводит к неспособности выделить необхо­димую информацию в тексте, и соответственно, к нулевому резуль­тату. Во-вторых,  прочтение гипер­текста требует многофазного подхода. Структура гипертекста требует многоразового прочте­ния: один и тот же содержательный материал в разнообразии контек­стов при каждом прочтении освещает новый аспект. При гипертекстовом  изложении может быть выделена основная информация и поддерживающая, так что читатель может при первом чтении уделять больше внимания деталям, а после того, как они усвоены, опускать их, чтобы легче воспринимать мысли, со­общаемые целым текстом. В-третьих, при работе с гипертекстом чи­татель имеет полный контроль над материалом.  Та­ким образом, читатель контролирует процесс чтения. В отличие от книги, где перед ним целый текст, в гипертексте читатель сам выби­рает то, что ему необходимо.
  2. Индивидуальная структура знаний всегда уникальна и ос­нована на разном предварительном опыте и разных предпочтениях. Поэтому предъявление информации и доступ к ней должны быть ин­дивидуализированы. Гипертекстовая система как раз и дает возмож­ность приспособить текст к учащемуся, а не учащегося к тексту.
  3. Гипертекстовой  формат  позволяет учащимся,  имеющим разные языковые уровни и отличающиеся по уровню компьютерной грамотности, работать с одними и теми же текстами.

4.  Гипертекст связывает знания разных дисциплин. Отдельный изучаемый          предмет не изолируется, а гармонично входит в систему образования. Также гипертекст поощряет студентов к исполь­зованию уже приобретенных знаний, умений и навыков, как специальных, так и общих.

Гипертекст представляет собой аутентичный языковой ма­териал. Он погружает читателя в практичную, портативную, легконаходимую форму материала для чтения, которая признана в обще­стве, а не является прерогативой данного предмета.

Использование связанных ресурсов гипертекста дает сту­дентам возможность увидеть и научиться выделять смысловые связи в обычном нелинейном тексте, делая более эффективным прочтение традиционной книги.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

  ÖSTERREICH

 

Österreich liegt im südlichen Mitteleuropa. Die Republik Öster­reich ist ein Bundesstaat. Der Bundesstaat wird aus neun Bundesländern (Tirol, Burgenland,Wien,Salzburg,Kärnten,Oberosterreich,Niederosterreich,Steiermark,Voral-berg ) gebildet. 1955 wurde das Gesetz über die Neutralität Österreichs angenommen.

Österreich ist ein Alpenland. Wenn man an Österreich denkt, stellt man sich gleich ein landschaftlich schönes Land vor mit vielen bewaldeten Bergen, blauen Seen, malerischen Städten und Dörfern. Zahlreiche Touristen besuchen dieses Land und besichtigen seine Sehenswürdigkeiten.

Nicht nur Wien, die Hauptstadt Österreichs, ist ein erwünschtes Reiseziel. In Salzburg, das zu den drei schönsten Städten Österreichs gezählt wird, in Innsbruck, einer Großstadt im Gebirge, wo 1964 und 1976 die Olympischen Winterspiele stattgefunden ha­ben, und in anderen österreichischen Städten gibt es viele Sehenswürdigkeiten, die man bewundern kann.

Österreich hat große Beiträge zur Entwicklung der Weltkultur geleistet. Die Namen der Schriftsteller Arthur Schnitzler, Rainer Maria Rilke und Stefan Zweig werden mit Stolz genannt.

Eng verbunden mit der Dichtkunst ist die hone österreichische Theaterkultur. Der Wiener Stephansdom und das Strausdenkmal, die Festspiele in Salzburg und Bregenz sind weltbekannt. Das Burg­theater zählt zu den ersten Bühnen Europas. Österreichische Musik ist in der ganzen Welt bekannt und beliebt. Viele der größten Komponisten der Welt haben in Österreich gelebt und geschaffen. Das sind vor allem Wolfgang Amadeus Mozart, Joseph Haydn, Franz Schubert, Johann Straufi, Anton Bruckner und Gustav Mahler.

Österreich wurde auch zur Wiege der klassischen Operette, die als selbstandiges Genre sich aus den Tanzkompositionen und Walzern entwickelt hat. Die Operette nahm mit ihren größten Meistern J. Strauß, F. Suppe u. a. ihren Siegeslauf von Wien über die ganze Welt.

Tirol

Tirol ist eines der bekanntesten Urlaubsländer der Welt. In aller Welt ist die besondere Art, Bauernhäuser zu bauen, der Volkstanz und die Jodler, farbige Kleidung, Berge und Wälder Tirols bekannt. Tirol ist auch ein Land der Schulen, der Bildung, der zeitgenössischen Kunst und Kultur und der Touristen.

Hier befindet sich die berühmte Stadt Innsbruck — die Haupt­stadt und das Herz Tirols, wo 1964 und 1976 die IX. und die XII. Olympischen Winterspiele veranstaltet und danach viele Sportmeisterschaften durchgefuhrt wurden und werden.

Heute ist Innsbruck eine moderne Universitätsstadt, wo das Neue und das Alte sehr gut nebeneinander existieren.

 

Wien

Wien ist die größte Stadt Österreichs. Wunderschöne Baudenkmäler, Museen und Galerien mit einmaligen Kunstschatzen aus fast allen Kulturepochen machen diese Stadt zu einem der beliebtesten Reiseziele der Welt. Eine besondere Bedeutung gewann Wien als Stadt der Musik und als eine Kongreßstadt von Weltformat. Wien ist auch ein Wirtschaftszentrum Österreichs. Hier befinden sich wichtige elektrotechnische, feinmechanische u. a. Industriebetriebe. Zweimal jährlich gibt es hier Messen.

Salzburg

Die Stadt Salzburg wurde im Jahre 700 gegründet und hat eine wunderschöne geographische Lage und ihr einzigartiges Stadtbild: schöne Paläste und Schlösser, gotische und romanische Kirchen, Dome im Barockstil. Berühmt ist sie aber durch etwas anderes: hier, in der Getreidegasse Nr. 9 wurde Wolfgang Amadeus Mozart, einer der größten Komponisten der Welt, am 27. Januar 1756 geboren. In der weltbekannten Mozartstadt finden ganzjährig Theater und Konzerte, Festspiele in den Monaten Juli und August statt

Kаrnten

Dieses Bundesland ist reich an Seen: vier große und etwa zweihundert kleinere Seen machen die Landschaft recht eigenartig.

Das wichtigste Naturprodukt Kärntens ist sein Holz. Die Kärntner Holzmesse ist die bedeutendste in ganz Mitteleuropa. Auch Jagdwaffen von Weltruf werden hier produziert.           

 DER  STEPHANDOM

 

Der gotische Stephandom ist Zentrum und Wahrzeichen der österreichischen Hauptstadt. Er ist eines der schönsten Baudenkmaler Wiens. Der ursprungliche Bau der romanischen Stephanskirche wurde 1147 zu Ehren des heiligen Stephan geweiht. Der 137 m hohe und mächtige Südturm wurde 1433 errichtet.

 

DAS STRAUSSDENKMAL

 

Ein jahrhundert lang begleitete die Familie Strauss die Geschichte ihrer Heimatstadt Wien. Der Vater Strauss und seine Söhne komponierten hier Musik, spielten Violine und dirigierten in den Konzerten und auf Ballen. Mit seinem Orchester unternahm Johann Strauss viele Reisen nach Petersburg, Paris, London und in die USA. Das Denkmal für den Walzerkönig Strauß wurde im Wiener Stadtpark 1923 enthüllt.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбрав гипертекст, преподавателю важно разработать методи­ку работы с ним на занятии. Не следует оставлять учащегося один на один с гипертекстом, предложив на самостоятельное изучение об­щую широкую тему. Работа с гипертекстом может предполагать раз­личные варианты, на пример, коллективная разработка темы, когда каждый учащийся получает отдельный вопрос, или можно выделить в общей теме подпункты, которые будут, как план, направлять дея­тельность учащегося. С другой стороны, гипертекст можно четко разделить на обязательные главы для чтения и дополнительную ин­формацию, что, несомненно, облегчит чтение, но не приведет к об­щему снижению образовательного уровня. При любом варианте необходимо сориентировать студентов в теме, четко сформулировать цель работы, проверить понимание этой цели учащимися.

Работа с гипертекстом только выигрывает от наличия в нем иллюстраций и графических образов. Поэтому постепенно осущест­вляется переход к системам гипермедиа. Это направление получило мощный стимул с появлением мультимедиа, комплекса технических и программных средств, позволяющих использовать тексты, число­вую, графическую информацию, неподвижные и движущиеся изо­бражения, звук.   

Библиографический список

  1. А. Наймушин Гипертекст как основа книг-игр // Вольнопериодическое издание «Ork-club journal», № 15
  2. Кухаренко В.Н., Савченко Н.В., Столяровская А.Л. Гипермедия вобразовании.   Харьковский   государственный   педагогический университет
  3.  И.К. Корнеев, В. А. Машурцсв. «Информационные технологии вуправлении».    М.: ИНФРА - М., 2001.

4. Под редакцией чл.-корр. Международной академии информати­зации проф.   Г.А. Титоренко. «Автоматизированные информаци­
онные технологии в экономике». - М.: «Компьютер». «Юнити»1998.

5. Иванова. Е.А.  Концепция гипертекста. Сборник научных трудов региональных преподавателей иностранных языков «Информационные технологии и преподавание иностранных языков»- Москва, 2005

6. Круглая Е.Л. Гипертекстовая технология. Сборник научных трудов региональных преподавателей иностранных языков «Информационные технологии и преподавание иностранных языков» - Москва, 2005

7. Логутенкова Т.Г. О преобразовании линейного текста в гипертекст. Сборник научных трудов региональных преподавателей иностранных языков «Информационные технологии и преподавание иностранных языков» - Москва, 2005  

 

 

Класс: 
Вид материала: 
123
Ошибка | teacher-pro.ru

Ошибка

×

Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/common.inc:2776) в функции drupal_send_headers() (строка 1486 в файле /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Error: Class name must be a valid object or a string в функции entity_get_controller() (строка 8051 в файле /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/common.inc).
На сайте произошла непредвиденная ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.