Реализация профильно-ориентированных образовательных стандартов. Немецкий язык.

Главные вкладки

АПОУ УР «ИЖЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СПО НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ.

Подготовила:

Преподаватель немецкого языка АПОУ УР «ИПК»

Бызова Ольга Владимировна

Ижевск, 2015

 

Иностранный язык изучается во всех типах учеб­ного заведения, с одной стороны, в каче­стве общеобразовательной дисциплины, а с другой - для специальных целей в заведениях профессионального образования.

Всякое профильно-ориентированное обучение иностранному языку строит­ся с учетом двух типов целей: 1) академических; 2) профессиональных.

На практике четкого разграничения между курсами иностранного языка для академических и профессиональных целей не существует. Основное отличие между ними состоит в том, что в первых больше внимания уделяется формированию у учащихся учебных навыков, которые являются основой для непрерывного образования, а последние отличаются более узкой специальной направленностью.

Данная проблема рассматривается в работах таких специалистов как Дмитренко Т.А., Ханцева Г.Г., Морозова А.Л., Герасимук А.С. , Бородулина Е. А., Гогиберидзе М.М. и др.

Под профильно - ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей обучаемых в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии [1,с.12]. В этом его основное отличие от обучения языку для общеобразовательных целей (т.е. традиционного обучения).

В настоящее время в системе профессионального образования можно отметить ряд проблем:

1.Отсутствие специальных учебно-методических разработок, специальных методик организации учебного процесса, отвечающего требованиям ФГОС СПО.

2.Тенденция к снижению интереса к изуче­нию иностранного языка как предмета малозначимого для их будущей жизни, не нужного для их профессиональной деятельности. Студенты приходят в систему СПО со слабо сформированным уровнем мотивации изучений иностранного языка.

В связи с этим мною была предложена анкета, целью которой было выяснить, нужно ли изучать профессиональную лексику и пригодятся ли эти знания в самостоятельной профессиональной деятельности.

АНКЕТА

Уважаемые студенты, пожалуйста, дайте свои ответы

на следующие вопросы:

1. Нужно ли изучать иностранный язык?

2. Какое место занимает иностранный язык в Вашей жизни?

3. Какая тематика Вам наиболее интересна для изучения?

4. Было бы Вам интереснее изучать иностранный язык, если бы содержание предме­та напрямую было бы связано с Вашей будущей профессией?

5. Как Вы думаете, пригодятся ли Вам знания профильно-ориентированной лекси­ки в будущей самостоятельной профессиональной деятельности?

 

Результаты анкетирования

 

№ вопроса

Ответы студентов 1 курса

 

Ответы студентов 2-5 курсов

 

1

Да – 29 (70%)

Нет – 8 (19%)

Затрудняюсь- 5 (11%)

Да- 53 студента (92%)

Нет- 6 (8%)

Затрудняюсь -0%

2

1-3место- 33 %

4-5место- 9%

6-9 место -31%

10 и далее -27 %

1-3место - 18%

4-5место – 42%

6-9 место – 32%

10 и далее – 8%

3

Профессиональный язык -17

Разговорный язык-16

Страноведение -15

Культура- 9

Деловой язык-4

Грамматика-1

Разговорный язык- 34

Культура-15

Страноведение-14

Деловой язык

( оформление виз и т.п.) -12

Профессиональный язык- 6

Фонетика – 1

4

Да - 54%

Нет-37%

Затрудняюсь-9%

Да -62%

Нет-38%

Затрудняюсь-0%

5

Да -33%

Нет-40%

Затрудняюсь-27%

Да -85%

Нет-13%

Затрудняюсь-2%

Анкетирование показывает, что студенты ставят ИЯ на 5-12 место из 10-12 предметов, но у студентов старших курсов отношение к изучению иностранного языка меняется. Хотя приоритет у студентов принадлежит все-таки разговорному языку и страноведению, проведенный опрос позволили выяснить, что повысить значимость иностранного языка как предмета и интерес к его изучению можно, если содержание учебного материала будет согласовано с профессиональной направленностью студентов, их интересами и увлечениями. Об этом свидетельствует анкета, где более 65 % студентов изъявили желание изучать профессионально - ориентированную тематику.

Следующей проблемой для преподавателя является отсутствие учебно-методического комплекса, включающего в себя: учебник, учебное пособие для студентов, учебное пособие для преподавателя, книгу для чтения и разнообразные аудиовизуальные пособия. Учебники, по которым мы занимаем­ся (Н. В. Хайрова, Л.В. Синельщикова, В.Я.Бондарева. Немецкий язык для технических колледжей, Ростов-на-Дону: Феникс, 2008; Н.В.Басова, Е.Г.Коноплева. Немецкий для колледжей, Ростов-на-Дону: Феникс, 2004), позволяют осуществить профессио­нальное обучение немецкому языку, но могут быть использованы только для технических специальностей. Частичным решением данной проблемы является тщательный отбор учебного материала, его переработка, адаптация к требуемым условиям обучения, комплектование учебных пособий самими преподавателями.

Для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» мною составлено учебное пособие «Автомобили» (Бызова О.В. – Ижевск: ИГПК,  2009. - 104 с.). Целью сборника является ознакомление с научно-технической литературой, ее лексико–фразеологическими особенностями и развитие умения понимать и переводить технические тексты.

Сборник состоит из тематических текстов с упражнениями, немецко-русского терминологического словаря.

Тексты взяты из различных источников, использованный материал сокращен и частично адаптирован.

В пособии разбираются основные виды технического перевода. Оно знакомит с такими видами перевода, как полный письменный перевод, аннотационный перевод, перевод-реферат. При этом перевод является основной целью обучения. Особое место в сборнике занимает такой вид речевой деятельности, как чтение, основной целью которого является извлечение значимой информации.

     Важным средством профессионально направленного обучения иностранного языка являются информационные компьютерные технологии. Для реализации этих задач в своей педагогической деятельности я использую следующие компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Internet Explorer, Microsoft Power Point, Windows Movie Maker, Hot Potatoes, компьютерные обучающие программы, материалы Deutsche Welle на видехостинге YouTube.

     В настоящее время разрабатывается методика обучения иностранному языку с использованием Интернета. Существуют сторонники идеи обучения языку только с помощью Интернета, без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать Интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.[2]

     Начиная с I курса обучения я широко использую материалы сайта www.de-world.de : Audiotrainer, Deutsch Interaktiv, на котором зарегистрированы многие наши студенты. На II-III курсе обучения специальности 080501 «Менеджмент» используются материалы сайта www.de-world.de «Marktplatz».

Кроме того используются: аудио и видео курсы делового немецкого языка (III-V курс),  Berlin, МР3-диски к учебникам немецкого языка «Бизнес-курс немецкого языка» Бориско Н.Ф., Norbert Becker, Jörg Braunert «Alltag, Beruf &Co.2» (Hueber Verlag. Deutschland, 2009), «Erfolgreich in der geschäftlichen Korrespondenz» (2010 Cornelesen Verlag), CD-диски к сборнику Т.С. Ярушкиной «Разговорный  немецкий в диалогах» и др.

Кроме готовых к использованию ЦОР, современный преподаватель имеет возможность создавать свои собственные электронные учебники.

Разработанное мною учебное электронное пособие «Разговорный немецкий язык» содержит такие темы устной речи как «В кафе, ресторане»; «В отеле», «Хобби», «Покупки», «Как спросить дорогу».

Электронное пособие «Деловой немецкий язык» охватывает темы делового общения «Устройство на работу», «Телефонный разговор», «Деловая корреспонденция». Они содержат учебный материал, дополняющий учебный материал основных учебников. Необходимость создания таких пособий появилась ввиду отсутствия учебных материалов, полностью адаптированных для студентов средних профессиональных учебных заведений, для которых немецкий язык не является основным предметом. Учебный материал представлен с использованием различных средств сообщения информации – текста, иллюстраций, звука, видеоизображения ситуаций, которые встретятся в повседневной жизни и последующее моделирование этих ситуаций.

Пособие позволяет реализовать информационную и коммуникативную компетенцию студентов. Педагогическая целесообразность применения данного электронного средства обучения состоит в том, что оно позволяет реализовать методические цели, которые не могут быть реализованы с помощью бумажного учебника - наличие аудиозаписей, видеозаписей.

Учебное электронное издание позволяет его эксплуатацию в учебном учреждении на персональных компьютерах, работающих автономно, а также в локальной сети.

Прохождение учебного курса может осуществляться в индивидуально различном темпе, студенты могут возвращаться к предыдущим слайдам, просматривать аудио- и видеофайлы столько раз, сколько им необходимо для понимания.

Помимо учебных пособий, программ, учебников разного вида и назначения применяются следующие педагогические средства:

- коммуникативные упражнения на усвоение лексики, грамматики, работа с основными текстами, упражнения к основным текстам;

- отработка речевых клише и штампов, работа с текстами, имеющими профессиональную направленность, обучение умениям диалогического общения; освоение профессионально-речевых ситуаций; заполнение анкет; устные доклады;

- ролевая игра, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, письменные формы работы.

В обучении иноязычному общению можно выделить следующие блоки знаний и умений:

1. устно-речевое иноязычное общение,

2. поиск и осмысление информации.

В первом блоке ряд заданий направлен на развитие умений вести диалог на профессиональные темы, например, по учебной специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - «Докажите, что модель автомобиля «Мерседес» отличается значительными преимуществами». «В дороге с вашей машиной случилась авария. Обратитесь в авторемонтную мастерскую и договоритесь с автослесарем о возможности ремонта».

Во втором блоке предусмотрена работа с научной, справочной литературой, технической документацией.

Например, задания такого типа: «Выделите по содержанию текста преимущества и недостатки двигателей внутреннего сгорания, карбюраторных и инжекторных  двигателей».

Большое значение и возможности в обучении профессиональному общению будущих специалистов имеет внеучебная деятельность студентов. В качестве примеров такой работы студентов по профессионально направленному изучению иностранного языка в колледже можно назвать реферирование оригинальной литературы по специальности. Результатом деятельности могут быть переводы с иностранного языка, аннотации иностранной литературы по специальности.

С учётом выделенных особенностей был осуществлён отбор и организация профессионально значимого языкового и речевого материала, разработан соответствующий дидактический материал:

- система уроков, построенная на основе профессионально ориентированного подхода к изучению немецкого языка;

- немецко-русский словарь профессиональных терминов для студентов специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»;

- учебное пособие «Автомобили» для студентов специальности  190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»;

- сборник «Немецко-русский разговорник»;

- электронное учебное пособие «Разговорный немецкий язык»;

- электронное учебное пособие «Деловой немецкий язык»;

- задания для внеучебной самостоятельной работы, тексты для реферирования.

В ходе реализации описываемого подхода использовались разнообразные формы и методы организации обучения, развивающие познавательную и творческую активность учащихся:

- деловая игра («В автомастерской», «Устройство на работу», «Знакомство с классом», «Школа мечты»);

- метод проектов («Автомобильная промышленность Германии», «Автомобиль будущего», «Компания, в которой мы хотели бы работать») и др.

Для Республиканской студенческой конфереции «Иностранные языки Plus», которая ежегодно проходит в Ижевском промышленно-экономическим колледже (ИПЭК), мы подготовили видеопроект «Выбор профессии», в котором наглядно представлены ситуации профессионального общения представителей разных специальностей – менеджер, автослесарь, руководитель фирмы. Аналогичные ситуации мы разыгрываем на занятиях немецкого языка в последовательности: чтение и при необходимости перевод диалогов и полилогов, отработка произношения за диктором, составление диалогов по образцу и кульминацией становиться ролевая игра либо проект.

Широко используются при обучении иностранного языка деловые игры, позволяющие преодолеть монотонный характер урока. Примерами проблемных ситуаций может быть обсуждение вопросов: «Как и где заработать студенту в каникулы?». Со студентами специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» нами была организована деловая игра «Устройство на работу», для которой профессиональная лексика отрабатывалась как в устной (диалогической) речи, так и в письменной – студенты составили и напечатали свои резюме, биографии, т.е. выполнили необходимый пакет документов.

Таким образом, включение студентов в реальные коммуникативные ситуации профессионального общения, использование дополнительных материалов профессиональной направленности, создание собственных адекватных методик, учебных пособий направлено на реализацию  самоопределения будущего специалиста, владеющего основами профессионального иностранного языка.

 

Литература:

1. Образцов, П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П.И. Образцов, О.Ю.Иванова.- Орел: ОГУ, 2005.- 114 с.

2.URL:http://marinasakratova.ucoz.ru/publ/quotinternet_na_uroke_nemeckogo_jazykaquot/1-1-0-4(дата обращения 7.12.11)

3.URL:http://www.frgppu.ru/filecont/sbornik.pdf (дата обращения 6.01.12)  

4. URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t34_37.htm (дата обращения 31.01.11)  

5. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Е.С.Полат //

Иностранные языки в школе. – 2001. - №1. – С.4-11.

 6. Морозова, А.Л. Профессионально-ориентированная педагогическая технология формирования иноязычной коммуникативной  компетенции педагога /  А.Л. Морозова    // Вестник ТГПУ. – 2009. -№2(80) . - с.64- 68

 7. Дмитренко, Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования в вузе: дис. д-ра пед. наук. – М.: МПГУ, 2004. – 446c

8. Общие требования к электронным средствам обучения для общеобразовательных школ //текст [Электронный ресурс]. URL: http://www.superinf.ru/view_article.php?id=416 (дата обращения 7.09.11)

9. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И.Пассов. - М.: Просвещение, 1985. – 202с.

 

 

 

 

 

Класс: 
Вид материала: 
123
Ошибка | teacher-pro.ru

Ошибка

×

Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/common.inc:2776) в функции drupal_send_headers() (строка 1486 в файле /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Error: Class name must be a valid object or a string в функции entity_get_controller() (строка 8051 в файле /var/www/sigurd/data/www/teacher-pro.ru/includes/common.inc).
На сайте произошла непредвиденная ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.