Использование возможностей ресурса Web2.0 как одно из средств повышения мотивации учащихся к учебной

Главные вкладки

  Знакомство с ресурсами сервиса Web2.0 произошло у нас с учениками 9 класса во время работы по методическому маршруту «Развитие метамышления учащихся средней и старшей школы», предложенному к изучению образовательной системой    Intel.

  В процессе изучения ФГОС ООО  и моделирование учебной деятельности на их основе были рассмотрены различные аспекты внедрения этих стандартов и работы по ним.  Наиболее значимым для меня и моих учеников стал аспект мотивации к учебной деятельности, ибо не заинтересованный ни в процессе работы, ни в её результатах учащийся не способен добиться успехов в приобретении необходимых жизненно важных компетенций, а ребёнок, не верящий в свои силы, ученик с низкой самооценкой заранее обречён на ситуацию провала, фиаско, отставания.

  Проблема мотивации учащихся к учебной деятельности  достаточно проработана и психологами, и учителями-практиками, существуют различные приёмы и методики  повышения мотивации, они подробно описаны и широко известны. Мне бы хотелось остановиться на одной из составляющих такой работы: на использовании ИКТ на уроках исследовательского, проблемного  характера.

   Применение ресурса lino  (так называемая технология стикеров) представилось мне наиболее удачным для осуществления целей,  намеченных для урока литературы «Гаврила Державин. Последний классик ХY111 века или разрушитель основ классицизма?» Основные цели:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; а также регулятивные – от целеполагания до самооценки.

   Класс поделён на несколько групп ( уч-ся сами делились на группы, но в принципе эти группы в дальнейшем можно сделать меняющимися, подвижными – в зависимости от целей и темы урока). Каждая группа ( и все её члены) заранее зарегистрировались на сайте linoit.com и создали свои виртуальные доски-пространства для работы с технологией стикеров (сервер Web2.0). Зная заранее состав групп, учитель может регулировать уровень сложности заданий для каждой группы учащихся. Например, просмотреть и проанализировать готовую презентацию по биографии писателя и сделать вывод гораздо проще, чем проанализировать текст оды 18 века, сделать сравнительный анализ двух произведений. Но полученное и успешно выполненное посильное задание повышает самооценку не слишком сильного ученика, внушает ему уверенность в своих силах и, безусловно, мотивирует к дальнейшей деятельности. Каждая группа выбирает себе название и размещает на поле свою визитку – коллективную фотографию или иной визуальный знак.

  На поле каждой группы учителем и его ассистентами заранее (после обсуждения предполагаемого порядка работы и «протокола») создан кейс, включающий следующие стикеры:

Задание для группы;

1.Материал (текст, презентация), на основе которого должно быть выполнено задание (например, ода «Властителям и судиям»)

2.Для некоторых групп - ссылки на материалы Интернета , которыми можно будет воспользоваться, если возникнет затруднение в поиске нужной информации;

3.Алгоритм (порядок выполнения) задания.

 

ПРИМЕР  виртуального поля одной из групп:

ЗАДАНИЕ: Познакомьтесь с биографией Г.Р.Державина. Какие черты характера поэта входят в противоречие с его блестящей карьерой? Как это отразилось на его творчестве?

Дана ссылка на презентацию «Жизнь и творчество Г.Р.Державина»

Стикер с алгоритмом  выполнения задания (он для всех групп одинаков):

1. Выделите ключевые слова для информационного поиска.

2.Найдите и соберите необходимую информацию.

3. Обсудите и проанализируйте данную информацию

4. Сделайте выводы.

5. Сравните ваши выводы с выводами известных людей.

  Далее группы работают над своими заданиями. На нашем уроке на одну группу (5-6 уч-ся) приходилось по два компьютера, что позволило сократить время поиска и обработки информации в Сети.

Пройдя по всем пунктам алгоритма, группы могут сравнить свои ответы с т.н. культурным образцом, который им предоставляет учитель в виде стикера со своего поля. Ученики сравнивают свои и эталонные тексты, делают выводы.

На последнем этапе урока уч-ся было предложено отрефлексировать свою работу на уроке и её результаты в виде графического (визуального) знака, который покажется им уместным для передачи своих впечатлений: смайлик, красивый пейзаж, иное изображение. Вербально они оформят это дома.

  Данная технология может быть осуществлена и в индивидуальной работе, но особенно успешно она «работает» в группах: совместная работа за компьютером, объединённость общей задачей, общая нацеленность на успех, умелое распределение ролей и взаимопомощь – мощный мотивационный приём. Наиболее эффективным с точки зрения достижения планируемых результатов мне показался этап сбора и обработки группами информации, т.к. каждый член группы был включён в "мозговой штурм", каждый стремился выполнить свою часть работы, то есть формировались регулятивные  и коммуникативные УУД, на традиционных уроках обычно западающие. Технология стикеров (виртуальных досок-полей) позволяет учителю отслеживать и координировать работу групп on-line, прямо с преподавательского "поля" посылать рекомендации, ссылки, команды или выходить напрямую на "поле" группы, что очень экономит время.

При подготовке этого урока большую помощь мне оказали ученики, которые предложили более рациональное использование технологии стикеров, например, именно они предложили создать не одно, а несколько виртуальных полей, это сократило время работы групп над заданием и помогло избежать суеты и перегруженности общего поля. Я поняла это сама и предлагаю коллегам больше доверять детям в технических вопросах  - они разбираются в этом успешнее т быстрее нас.

  Технологии сервиса Web2, думается, могут быть применимы при изучении любого из школьных предметов, позволят приблизить его к учащимся, сделать интересным, дают возможность реализации   системно-деятельностного подхода в обучении достигать результатов, положенных в основу ФГОС ООО.

Класс: 
Предмет: 
123